Сегодня многие педагоги и родители сетуют на то, что современные подростки не читают художественную литературу, заменяя этот увлекательный процесс чтением модных молодежных журналов. Да, читают мало, бессистемно, читают то, что модно, в первую очередь то, что экранизировано и вызвало резонанс в обществе. И как бы нас это ни огорчало, но это так, и от этого никуда не уйти. А значит, не впадая в панику и не обвиняя молодежь во всех смертных грехах, нужно постараться спокойно разобраться в следующем: а что привлекает тех, кто еще не разучился читать книги и пытается в них что-то найти? Какие жанры привлекают читающих подростков? На каких героев они равняются и есть ли у них такие герои?
По данным социологических исследований, каждая пятая прочитанная сегодня подростками книга написана в жанре фэнтези. И конечно, юноши проявляют наибольший интерес к фэнтези. Почему они выбирают фэнтези? Что им надо в вымышленном мире? Почему именно сегодня так популярен этот жанр? Стоит ли нам, педагогам, обратить свой взор к этому совсем недавно появившемуся увлечению наших учеников? Стоит ли уделять внимание на своих уроках жанру фэнтези и помогать подросткам в познавании этой литературы?
Опыт показывает, что живой интерес у подростков вызывают уроки, на которых ведется разговор о книгах, написанных в этом жанре, обсуждаются нашумевшие фильмы – экранизации произведений М. Семеновой, А. Лукьяненко, А. Бушкова.
При подготовке и проведении таких уроков и внеклассных мероприятий очень быстро выявляются поклонники этого жанра: они с увлечением рассказывают о своих первых впечатлениях от прочитанных произведений, просмотра фильмов, находят в Интернете интересный литературный материал по данной теме, готовят выставки книг, иллюстративный материал, зачитываются(!) стихами из романов и даже пишут музыку (например, на стихи в романах М. Семеновой о Волкодаве).
Все это вызывает уважение к ним со стороны сверстников и интерес к чтению художественной литературы у тех учеников, кто давно уже забыл, что это такое. Ведь они вдруг осознают, что есть книги, которые интересны не только их учителю, но и их одноклассникам, ровесникам.
Что такое фэнтези?
Последние годы, действительно, одно из ведущих позиций в современной фантастической литературе заняло направление фэнтези. Следует признать, что по объему изданий и популярности у рядового читателя фэнтези оставило далеко позади все прочие направления фантастики. Оно уступает по количеству названий и объемам продаж лишь дамскому роману и детективу. Среди всех литературных течений именно фэнтези наиболее быстро развивается, осваивая новые территории и привлекая все больше читателей.
А ведь еще совсем недавно жанр фэнтези казался каким-то экзотическим и чуждым. В советские времена жанр просто игнорировали, в лучшем случае представляя как разновидность литературной сказки. До сих пор ведутся споры, следует ли выделять фэнтези в самостоятельный жанр или считать направлением фантастики, ведь даже само название пишется иногда по-разному.
Термин «фэнтези» пришел к нам из английского языка и не имеет аналога в русском. «Fantasy» (фантазия) – этим термином еще в XVII веке характеризовали экстравагантно-феерические произведения, в которых фантазия автора ничем не ограничивалась. Но использовать его применительно к книгам определенной тематики стали лишь в начале XX века. Литература фэнтези – дитя XX века, точнее, его второй половины.
Основоположниками «литературы меча и колдовства» принято считать Роберта Говарда, создавшего образ Конана Варвара из Киммерии, и Джона Рональда Роуэла Толкиена, создателя «Властелина колец». Расцвет фэнтези за рубежом начинается в 60–70-е годы XX века. У нас в стране фэнтези приобрело популярность только в 80-е годы, когда большим тиражом вышли книги Толкиена. Тогда эльфийскими рунами украшались стены домов в Санкт-Петербурге, а на радио появилась специальная передача для подростков «Хоббит-клуб».
К фэнтези можно причислить те произведения, в которых существуют какие-то потусторонние силы, не имеющие ничего общего с реальной вселенной. Мифология, спиритизм, магия, гадания – все это область фэнтези.
Современное состояние фэнтези
В настоящее время сложилось три основных направления литературы фэнтези – классическое, историческое и научное. Внутри этих направлений выделяются поджанры: мистическое, героическое, авантюрно-приключенческое, философско-притчевое, пародийное, юмористическое фэнтези, фэнтези параллельных миров, фэнтези о современности, детективное и любовное фэнтези.
Критики признают, что фэнтези находится в генетическом родстве одновременно с народной сказкой и мифом. От мифа фэнтези унаследовало эпичность повествования и некую исходную трагичность. Особенно ярко эти тенденции видны в романах Ника Перумова «Гибель богов», Святослава Логинова «Многорукий бог далайна». А сказка привносит в фэнтези лиричность, которой так часто не хватает научной фантастике.
Самым ярким представителем классического фэнтези является Джон Толкиен. Его книга «Властелина колец» на много лет определила внешние формы развития жанра. Это обязательный квест (поиски), обязательная примитивная раскладка сил (деление на светлых и темных), облегченная философия и чуть ли не обязательный антураж. На основе кельтского фольклора и североевропейского эпоса Толкиен создал Средиземье – мир, населенный эльфами, гоблинами, троллями, людьми и хоббитами. Сюжет книги прост: маленький смешной неуклюжий хоббит идет с друзьями через Средиземье, сражается с кем ни попадя, находит выход из самых страшных ситуаций и в конечном итоге спасает мир от зла.
Героическое фэнтези, или фэнтези-боевик, отличается от классического тем, что если в классическом преобладают описания природы и душевные переживания героев, то в героическом историю героев заменяет само действие, притом настолько стремительное, что делает чтение легким, приятным и интересным. Это и привлекает современных подростков. Самым ярким героем этого жанра является Конан-варвар, придуманный Р. Говардом.
Фэнтези в России
Первые попытки создания русского фэнтези в России предприняла Мария Семенова. Начав с фэнтези-боевика, она создала своего героя, русского Конана, – Волкодава. Цикл романов о бесстрашном воине из рода Серых Псов и нашумевшие фильмы-экранизации (фильм «Волкодав из рода Серых Псов» режиссера Николая Лебедева, вышедший на экраны страны 1 января 2007 года, и появившийся вслед за ним 12-серийный фильм режиссера Олега Фомина «Молодой Волкодав») еще больше подогрели интерес российских читателей к этому жанру.
Российское фэнтези развивается и завоевывает все новых и новых читателей. Юрий Никитин, Святослав Логинов, супруги Дяченко, Александр Лукьяненко, Елена Хаецкая, Юлия Латынина, Максим Фрай, Кир Булычев – произведения этих писателей, написанные на стыке самых разных направлений фэнтези, сегодня самые читаемые.
Что привлекает подростка в фэнтези?
В книгах, написанных в жанре фэнтези, в первую очередь подростков привлекает герой. Каков он, герой фэнтези? Какие черты характера героев фэнтези привлекают сегодня юного читателя? Можно ли с этих героев брать пример? Может ли поведение героев фэнтези служить образцом для подражания?
Вот что думают о своих любимых героях поклонники фэнтези:
«Все герои фэнтези делают чудеса своими руками. Они вселяют в нас уверенность в том, что если поступать правильно и почаще шевелить мозгами, то многого в жизни можно добиться, а не быть игрушкой в чьих-то руках».
«Отождествляя себя с героем фэнтези, ты и сам хочешь быть сильнее физически и духовно, работать над собой».
Следовательно, в героях фэнтези подростков привлекают именно их идеальные качества те, которых сами подростки не имеют, но хотели бы иметь. Это физическая сила, умение быстро принимать правильные решения, надежность, верность, благородство, чувство юмора. Ведь сущность фэнтези не в изображении фактов, а в идеализации возможностей человека, восхищении им, несмотря на все его недостатки, проблемы и метания.
Жизнь, полная насилия, войн, социальной неустроенности, озлобленности, отвращает подростков от чтения реалистической литературы. Они ищут острых ощущений, необычных ситуаций, героических поступков, привлекательных героев. Героев, которые способны бороться с несправедливостью, совершать благородные поступки, защищать слабых, любить, быть верным другом и в конечном итоге победить Зло.
Подросткам нужен романтический герой. Ведь романтизм – это особое настроение души, способность обостренно ощущать красоту мира, умение видеть высший смысл в самых, казалось бы, будничных вещах, тяга к героическому, жажда подвига. Так выражается естественная потребность человека в чистоте чувств, в мужестве, смелости и доблести, не отягощенной бытовой корыстью. Но такие чистые, идеальные, великие чувства и порывы, чувства с большой буквы отсутствуют в реальной жизни, а юности с ее максимализмом они так нужны! Фэнтези и дает подросткам таких героев.
Если снять слой мистики с любого произведения фэнтези и оставить только духовную, нравственную подоплеку событий, то покажется подводная часть этого айсберга – абсолютно реальные столкновения характеров, идей, нравственных ценностей и приоритетов героев. Видимая ирреальность только заостряет, драматизирует, выталкивает на поверхность эти духовные конфликты.
Положительная роль фэнтези
Для юного читателя чтение фэнтези под руководством мудрого учителя может стать своего рода нравственным тренингом, вариациями решения реальных психологических проблем.
Социологические исследования показывают, что чтение произведений фэнтези не только заставляют детей переживать за героя и вместе с героем, не только увлекает и развлекает, но и учит, помогает принимать решения. 90% опрошенных подростков считают, что именно чтение фэнтези спасает их от одиночества, скуки и обид. Человек совершенно беззащитен и перед властью, и перед бандитами. Отсюда подспудное желание избавится от страха, а простейшее средство – приклониться к чему-то большому и сильному, стать его частицей и тем самым обрести защиту. Понятно, что в жизни это не всегда удается, и тогда человек находит эту защиту в книгах. Подросток, невольно отождествляя себя с сильным героем, тем самым хотя бы отчасти изживает свои страхи, получает некую моральную компенсацию.
Следовательно, ответ на вопрос «Чему может научить супермен с накачанными мышцами, сражающийся со всякой нечистью, современного подростка?» очевиден: он может научить бескомпромиссной борьбе с ложью и злом. И не важно, что в большинстве книг, написанных в стиле фэнтези, зло и ложь ничуть не похожи на те, с которыми придется встретиться подросткам в настоящей жизни. Ложь всегда остается ложью, и привычка сражаться с ней не исчезает.
Так что же такое фэнтези? Глянцевая дешевка или книги с философским содержанием? Развлекательное путешествие в неведомое или один из способов бегства от действительности? Лекарство от скуки или настоящий литературный наркотик, попробовав который один раз, можно потерять интерес к реалистической литературе? Почему этот жанр так популярен среди подростков, да и взрослые читатели проявляют к нему особый интерес? Почему именно сегодня такая литература стала важной и нужной для многих людей?
Как оказалось, искать ответы на эти вопросы интересно и учителю, и ученику, а совместный поиск делает общение еще более увлекательным.
Автор статьи: Ирина Сентемова ,
преподаватель литературы, ГОУ СПО «Можгинский педагогический колледж», г. Можга, Удмуртия
Материал взят с http://ruk.1september.ru/article.php?ID=200801206